Особенности парламентской речи: художественные средства языка.
Парламентская речь – это не изящная словесность и не риторическое упражнение. Она является средством достижения поставленных политических целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого политического общения. Политики должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.
Рассмотрим требования, которым должна соответствовать современная парламентская речь:
Правильность речи – ее соответствие принятым литературно-языковым нормам.
Точность речи – ее соответствие мыслям говорящего.
Ясность речи – ее доступность пониманию слушающего. Необходимо говорить так, чтобы тебя нельзя было не понять.
Логичность речи – ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается неточностью мышления.
Простота речи – ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности.
Богатство речи – разнообразие используемых в ней языковых средств.
Сжатость речи – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.
Чистота речи – устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.
Живость речи – отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность.
Благозвучие речи – ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
Подбирая слова для выражения мыслей, политический деятель должен принимать во внимание следующие соображения: во-первых, подходит ли слово по смыслу; во-вторых, правильно ли он его употребляет; в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно. Мы часто ставим на первое место умение правильно говорить. Однако проблема глубже. Политический деятель должен уметь говорить не только правильно, но и хорошо, поскольку просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, убедить ее. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» – вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему.
Выразительность речи придает использование следующих художественных средств языка.
Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской.
Сравним слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и поэтому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы – средства языковой выразительности речи. Троп (от греч. tropes – поворот) – это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.
Рассмотрим самые распространенные тропы.
Сравнение – наиболее часто употребляемый троп.
«Политика – как океан: если уж предался этой стихии, то больше себе не принадлежишь. Она тобой владеет» (И. Хакамада).
Эпитет – это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету.
«Великая женщина в российской ментальности – или декабристка, которая следует за мужем, разделяя его величие и его страдания, или лошадь, на которой пашут» (И. Хакамада).
«И дочь Ельцина Татьяна многих за пояс заткнула. Обычная женщина бальзаковского возраста смогла скоординировать деятельность своих мальчиков-реформаторов и тоже победить генералов» (В.В. Жириновский).
Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать.
«Власть – это слишком грубая сила, это всегда принуждение, ограничение свободы» (И. Хакамада).
Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними.
«Все жители города прекрасно знают, что игровые автоматы – это беда, засасывающая тысячи людей; обдирающая как липку наших земляков» (В. Тимаков).
Гипербола (преувеличение) – непомерное увеличение каких-то качеств явления.
«Мы всех, всех заставим уважать Россию православную, Россию авторитарную» (В.В. Жириновский);
«Я же перед всей планетой в лицо плеснул одному из них. Вся планета видела это» (В.В. Жириновский).
Литота (преуменьшение) – чрезмерное уменьшение каких-то качеств.
«Это можно сделать за одну секунду».
Ирония – слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания какого-то явления.
«Эх, Катя, Катерина. Тоже вылезла: была участковым врачом-педиатром, внука Ельцина лечила, того, который сбежал в Лондон. Он там учится. Здесь, в России нет хорошего образования, его туда отправили. Здесь же осталась уже одна помойка, да барахолка, да кочегарка. Вот он туда внучка своего и отвез» (В.В. Жириновский).
Олицетворение – троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
«Россия, матушка Россия!» (В.В. Жириновский).
Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры – особые построения фраз.
Риторическое восклицание – эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение выступающего.
«Русские люди! Я преклоняюсь перед вами, я целую ваши ладони, я смотрю на вас, как на героев» (В.В. Жириновский).
Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме.
«Молодые русские, я обращаюсь к вам. Я хочу видеть ваш гордый взгляд. Неужели же мы допустим, чтобы сегодня разбили нас изнутри?» (В.В. Жириновский).
«Сейчас российский народ стоит перед одним из самых важных вызовов в своей истории. Как выжить в глобальном мире, не потеряв своего лица? Как сохранить свою веру и защитить нравственные принципы?» (Г.И. Райков).
Повтор – многократное повторение оного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора – анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).
Пример анафоры – отрывок из выступления Б.Е. Немцова: «Главное то, что создана единая либеральная партия. Главное то, что она демократическая. Главное то, что она будет отстаивать интересы среднего класса. Главное то, что мы не допустим диктатуры. Главное то, что мы будем бороться за снижение налогов и открытую экономику. Главное, что мы не дадим заткнуть рот нашей прессе. Вот это – главное…».
Приведем еще один пример – отрывок из книги «Иван, запахни душу!» В.В. Жириновского: «Ваня, я обращаюсь к тебе. И для меня ты, как и для всего мира, простой русский парень, обычный русский солдат, обычный студент. Я обращаюсь к тебе как твой дед, ведь у меня тоже растут внуки. Обращаюсь к тебе как муж, у меня есть жена, русская женщина. Обращаюсь к тебе как сын, моя мать – простая русская женщина, да будет земля ей пухом. Обращаюсь к тебе как дядя, у которого много племянников. Обращаюсь к тебе как брат, у которого есть братья, старше меня и младше. Обращаюсь к тебе как гражданин России, потому что больше не могу молчать: сколько фальши, сколько гадости на нашей прекрасной земле! И как хочется все это исправить».
Существует большое количество основных видов повторов:
дословный повтор («Стучат колеса, стучат. Поземка метет, метет. Теплушки все везут, везут…» В.В. Жириновский);
частичный повтор («Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз» В.В. Жириновский);
расширенный повтор («Единственная надежда планеты Земля – это Россия. Гордимся и радуемся тому, что мы живем в России, гордимся, что мы являемся представителями великого русского народа, который дал возможность вместе с нами жить на нашей земле сотням других народов» (В.В. Жириновсий).
Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует одобряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Искусство парламентской речи в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что возник.
К расширенному повтору относится также разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют.
«Я обращаюсь к тебе, простой русский мальчик Ваня. Я люблю тебя. Я люблю тебя, потому что ты тихий, ласковый, добрый. Но, Ваня, сегодня наша Родина, твоя великая Россия лежит в развалинах именно потому, что ты слишком добрый, слишком тихий и слишком ласковый» (В.В. Жириновский).
Цитирование. Некоторые политики украшают свою речь множеством цитат, но они уместны в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя.
Приведем пример цитирования: «Здравый смысл подсказывает: время невозможно повернуть назад. Нужно обустраивать Россию, стараясь утвердить в народной жизни все лучшее, что у нас было.
«Я уважаю все идеологии, кроме центристской. Я не знаю такого случая в истории, чтобы кто-то, погибая, кричал «Да здравствует центр!» Мануэль Фрага – основатель народной партии в Испании.
Мы – народники – не в праве укрываться за невразумительной вывеской «центризма», которая чаще всего скрывает зависимость других партий от власти и неспособность что-либо сделать для блага народа. Народная партия не справа, не слева и не в центре надуманного «политического спектра» – она со своим народом и в дни побед, и в дни трудностей» (Г.И. Райков).
Рассмотрим еще один пример цитирования: «Посмотри, тебя же взрывают в подъездах твоих домов, даже в столице твоего русского государства. Тебя взрывают на самой прекрасной площади мира, на площади, носящей имя самого великого поэта в мире – А.С. Пушкина. Помнишь его крылатые слова: «Москва! Как много в этом слове для сердца русского слилось!» (В.В. Жириновский).
Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.
«Люди для нас – не пресловутый «электорат», а духовные личности, способные строить свою жизнь не по заимствованным шаблонам, а руководствуясь своей совестью, разумом, здравым смыслом и вкусом» (Г.И. Райков).
Предуведомление. Создает у слушателей повышенное ожидание.
«Не могу не сказать несколько слов о Зюганове. Не дай бог, обидится» (В.В. Жириновский);
«Давайте посмотрим, как многое изменилось за 10 лет…» (С.В. Кириенко).
Намек. Это эффективный прием, проясняющий обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.
«Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие…», «Вы уже знаете к чему я клоню…».
Все рассмотренные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять все сразу.
Подбирая слова для выступления, необходимо все время иметь в виду основную цель речи политика: передать информацию аудитории или воздействовать на нее. И помнить о том, что без общения со слушателями никакая цель не будет достигнута. В парламентской речи воплощаются все три функции языка: общение, сообщение, воздействие.
Для парламентской речи характерны короткие предложения, простота построения фраз, употребление разговорной лексики, эмоциональная окрашенность, вопросительные предложения, обращения, использование личных впечатлений и глаголов в побудительном наклонении («Мы видим, что…», «Как вы знаете…», «Подумаем», «Вспомните»).
Необходимо помнить, что парламентская речь должна быть продуманной, грамотной, логичной, ясной, убедительной, доказательной и просто красивой.
Светлана Аверина,
Курс лекций "Основы публичного выступления" 2005 год